Храм Дмитрия Солунского
Об истории создания церкви существует несколько версий. Во время беседы с протоиереем Николаем Шитовым, настоятелем Дмитриевской церкви, удалось узнать точную дату начала строительства, хотя имя архитектора утеряно. Это 14 августа 1865 года, день Первого Спаса. По обычаю в этот же день освящали воду, это день крещения великого князя Владимира. И в этот же день было освящено место под церковь.
Первая же церковь в Базарном Сызгане была расположена на том месте, где сейчас находится РДК. По предположениям, она была деревянной и сгорела в 1812 году.
Одновременно с основной было начато в 1865 году строительство деревянной церкви на кладбище, которая была возведена всего за девять месяцев. А строительство церкви в центре поселка длилось десять лет, видимо, стремились сделать ее действительно красивой, особенной, что, кстати, вполне удалось.
Из архивных источников протоирею Николаю Шитову известно, что эта церковь «сооружена тщанием Симбирского почетного горожанина Андрея Корниловича Щербакова и особенно попечением его сына Алексея Андреевича». Существует версия, что у владельца картонной фабрики Щербакова в возрасте 14 лет умер сын Дмитрий, в память о котором была построена и именована церковь. Предполагается, что именно отец Щербаков захоронен на территории церкви как почетный прихожанин, внесший большой вклад в создание божьего храма. Здесь при восстановительных работах был обнаружен склеп с гробом.
Дмитриевская церковь снаружи внизу была расписана стенной живописью художником Рукавишниковым, роспись внутренних стен церкви принадлежала мастерству руки Полежаеву и мастеру иконостасных дел Дубову.
Существуют сведения, что при Дмитриевской церкви была большая библиотека и церковноприходская школа, построенная на пожертвования «почитаемого всеми Отца Сергеева 100 рублей, от базарносызганского фабриканта Н. С. Белоусова 100 рублей и кирпича под фундамент и печи; вся классная мебель от купеческого сына Александра Григорьевича Щербакова и деньгами 50 рублей, от проживающего в селе Базарный Сызган австрийского подданного В. Ф. фон-Прафановича и теса до 100 штук. Всего от разных благотворителей на школу пожертвовано 280 рублей серебром.
Согласно другой версии, строительство церкви связано с памятью князя Дмитрия в честь 500-летия Куликовской битвы, так как дата начала строительства совпадает с датой Куликовского сражения и князь Дмитрий носил имя Великомученика Дмитрия Соломовского.
Сейчас храм во имя Дмитрия Солунского является памятником истории и культуры, находится под надзором Отдела охраны объектов культурного наследия Ульяновской области.
«В 1865 году на возвышенном месте в центре села была заложена трехпрестольная каменная церковь во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского с боковыми пределами: южный предел - Успенья Пресвятой Богородицы, северный предел - во имя Святого Николая. Построена в 1875 г. на средства почетного гражданина Алексея Андреевича Щербакова. Освящена 10 июля 1875 года.
Расписана внутри в 1888 году, иконостас расписан художником Рукавишниковым, полностью расписана в 1896 году художником Полетаевым. В 1898 расписана снаружи. В 1900 году в подвале установлена калориферная печь. С 1932 по 1988 годы богослужения в церкви не проводились.
Вновь церковь была открыта для богослужения 7 ноября 1988 года. Храм пятикупольный, построен в эклектическом стиле. Ядром его является четверик с полукруглой абсидой. С западной стороны к нему примыкает каменная четырехгранная в основании и восьмигранная в верхних ярусах колокольня. Изящный четверик храма освещается окнами, расположенными на барабане центральной главы, а также парными окнами второго света и более крупными окнами первого уровня южного и северного фасадов. Окна с ампирными решетками и со сложными переплетами с двумя парами стрельчатых арочек наверху и входы — полуциркульные с профилированным обрамлением. Пять глав на многогранных барабанах над храмом и колокольня увенчаны луковками с шестиконечными крестами. Полуциркульные проемы звона прорезаны только по сторонам света. На углах верхних ярусов колокольни огибающие лопатки поддерживают упрощенный антаблемент с карнизом малого выноса и объединены килевидными сандриками. Вход колокольни выполнен в виде арочного перспективного портала на полуколоннах с многоступенчатой полукруглой папертью. Над входом икона Спасителя. Со стороны южного фасада - могила Андрея Корниловича Щербакова с надгробным крестом. Территория церкви по периметру ограждена металлической решетчатой изгородью с воротами, увенчанными крестами.
Внутри храм и притвор соединяются широким арочным проемом, с профилированным обрамлением с надписью: «Свет храма твоего в правде». В центральном алтаре, перекрытом конхой, уцелела основа напрестольной сени. Основной объем храма перекрыт парусным сводом, поддерживаемым двумя рядами квадратных столбов на высоких основаниях, соединенных арками и куполом в центральной части, с его шелюги опускается цепь с паникадилом. Четырехъярусный иконостас основного храма сохранил раннебарочную архитектурную основу: иконы над профилированным цоколем разделены витыми полуколоннами. В первом ярусе иконы вертикальные с арочным завершением и заплечиками, во втором - лежачие с полукружиями по бокам. В третьем - вертикальные с арочным завершением и заплечиками. Профилированные обрамления икон завершены лучковыми сандриками, в третьем и четвертом ярусах - вертикальные с арочным завершением и заплечиками. Солея в три ступени имеет прямоугольный амвон, солеи перед предельными иконостасами также прямоугольные. В боковых пределах сохранились трехъярусные иконостасы с сохранившейся деревянной резьбой и царскими вратами.
В храме сохранились старинные иконы: в главном пределе - в центре храмовая икона «Дмитрия Солунского», слева - «Богоматери», справа — «Спасителя». В южном пределе — в центре «Святой Троицы», слева и справа - пророки, во втором ряду в центре «Господь на престоле со Святой Богородицей и Иоанном Крестителем» и по 3 иконы Святых апостолов. В южном пределе наверху - «Матерь Божья». На северной стене храма находится икона «Собор Архистратига Михаила», на южной стене икона «Смоленской Божьей Матери», у центральной левой колонны - установлен сохранившийся крест со Спасителем, на центральном столбе справа установлена икона «Троеручеца с Афона» (копия), сделанная в 1906 году. Исторические стенные росписи внутри храма не сохранились.
Предметом охраны являются фундаменты, несущие конструкции, декоративные украшения, живопись, предметы декоративного искусства, планировка и объемно-пространственное решение храма, форма и материал заполнения оконных и дверных проемов.
Архитектурные особенности храма и его история вызывают огромный интерес и способствует развитию туризма в районе.