Особенности международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
В соответствии с положениями ст. 453 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.
Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:
1) Верховный Суд Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;
2) Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;
3) Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации – по уголовным делам, находящимся в их производстве;
4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации – в остальных случаях.
Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.
Согласно ст. 455 УПК РФ доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК РФ.
На основании ст. 458 УПК РФ, в случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации, все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.
05.11.2024
По каким причинам Российская Федерация вправе отказать иностранному государству в выдаче лица?
В соответствии с требованиями ст. 464 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации выдача лица не допускается, если:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;
6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.
В выдаче лица может быть отказано, если:
1) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
2) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
3) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.
Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.
06.11.2024
Можно ли распознать мошенника в ходе телефонного разговора?
Мошенники в разговоре с гражданами всегда будут вести себя очень непосредственно, квалифицированно, грамотно, предельно корректно, используя сложные термины, внушая гражданину доверие. В большинстве случаев мошенники в ходе разговора представляются сотрудниками правоохранительных органов, сотрудниками службы безопасности банка или сотрудниками интернет-магазинов. В ходе разговора мошенники могут сообщать гражданину его персональные данные, чтобы полностью войти в доверие.
Распознать мошенников в ходе телефонного разговора можно по нескольким признакам:
- в случае, когда мошенники ненавязчиво пытаются узнать персональные данные гражданина, данные банковских карт и иные личные данные;
- в случае, когда мошенники в ходе разговора сообщают, что в настоящий момент происходит списание денежных средств с банковских счетов гражданина и необходимо срочно предпринять меры, которые озвучат мошенники, например совершить какие-либо манипуляции с банковской картой в банкомате или сообщить данные банковской карты (следует помнить, что настоящий банк, в случае подозрительных действий по счету банковской карты гражданина, просто заблокирует его до выяснения всех обстоятельств и пригласит гражданина в свой офис или филиал. Также обслуживающий банк никогда не станет запрашивать данные банковской карты или код СМС-сообщения, поскольку банк имеет все необходимые данные);
- в случае, когда мошенники в ходе разговора, представившись сотрудниками правоохранительных органов, сообщают, что близкий родственник попал в ДТП, совершил преступление и т.д, а также то, что для благоприятного «решения вопроса» необходима крупная сумма денежных средств;
- в случае, когда мошенники в ходе телефонного разговора предлагают быстрый заработок с больших процентов на так называемых «биржах», «инвестиционных компаниях»;
- в случае, когда мошенники в ходе разговора представляются сотрудниками интернет-магазинов и предлагают приобрести товары и услуги гораздо дешевле с определенными условиями в виде перечисления предоплаты, в качестве залога и т.д.
Существует множество других комбинаций действий мошенников, которые постоянно изобретают новые способы, играя на слабостях людей, а именно: на здоровье, беспокойстве о близких, страхе потерять свои деньги, желании купить товар или услугу дешевле, желании заработать «легкие» деньги.
11.11.2024
Уголовная ответственность за незаконные действия коллекторов по возврату долгов
Федеральным законом от 10 июля 2023 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статья 172.4 «Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц».
Данной статьей предусмотрена уголовная ответственность за совершение коллекторами действий, направленных на возврат просроченной задолженности физлиц и сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких.
Одно из наказаний – лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Наказание будет строже за те же деяния, совершенные в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, с уничтожением или повреждением имущества. Например, лишение свободы на срок до 7 лет.
Если деяния совершены организованной группой, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или в особо крупном размере, то могут лишить свободы на срок от 5 до 10 лет.
13.11.2024
Какая уголовная ответственность предусмотрена за вооруженный мятеж?
В соответствии со ст. 279 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за организацию вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
Преступление может совершаться в форме действий:
- организации вооруженного мятежа;
- активного участия в нем.
Мятеж – это спланированное вооруженное выступление (восстание), организованное в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации. Признак вооруженности означает наличие и (или) использование участниками мятежа огнестрельного, холодного, газового, пневматического оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, иного боевого вооружения и военной техники. Это не означает, что постоянно должен быть вооружен каждый мятежник.
Организация вооруженного мятежа – это действия по планированию, вербовке и подготовке участников, распределению ролей между ними или руководству спланированным вооруженным выступлением. Активное участие в вооруженном мятеже – непосредственное совершение действий, направленных на осуществление спланированного вооруженного выступления и достижение его целей.
Преступление признается оконченным с начала вооруженного выступления независимо от наступления последствий и достижения поставленных целей.
Субъект специальный: организатор или активный участник вооруженного мятежа, достигшие 16-летнего возраста. Иные участники вооруженного мятежа подлежат уголовной ответственности за фактически совершенные в ходе мятежа преступления.
Законодатель предусматривает наказание только в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет.
15.11.2024
Следователь вызвал меня на допрос, поскольку я являлся очевидцем преступления. Имею ли я право пригласить адвоката на следственные действия?
Поскольку Вам известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, в соответствии со ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) Вас могут вызвать для дачи показаний в следственный орган и допросить в качестве свидетеля.
При этом в соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ законодатель предусматривает право свидетеля явиться на допрос с адвокатом, приглашенным для оказания юридической помощи.
Согласно ст. 189 УПК РФ следователь не вправе Вас допрашивать в отсутствии адвоката, который был приглашен для оказания помощи. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса.
В случае нарушения прав следователем при проведении следственных действий, Вы вправе заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя. Такое право прямо предусмотрено законодателем в п. 5 ч. 4 ст. 56 УПК РФ.
18.11.2024
Предусмотрена ли ответственность за финансирование экстремистской деятельности
Федеральным законом от 28.06.2014 № 179-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности».
Так, согласно части 1 данной статьи предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
В соответствии с частью 2 статьи 282.3 УК РФ те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
При этом лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 282.3 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно путем своевременного сообщения органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало, а равно способствовало пресечению деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, для обеспечения деятельности которых оно предоставляло или собирало средства либо оказывало финансовые услуги, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
18.11.2024
Кто имеет право на отсрочку отбывания наказания в виде ограничения свободы?
Федеральным законом от 25.10.2024 № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены поправки, согласно которым суду предоставлена возможность отсрочить реальное отбывание наказания осужденным к ограничению свободы беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, и мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем.
Федеральным законом от 25.10.2024 № 351-ФЗ «О внесении изменения в статью 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» уточнен порядок обращения беременной женщины, осужденной к ограничению свободы, с ходатайством об отсрочке отбывания наказания. Так, в случае наступления беременности женщина, осужденная к ограничению свободы, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам либо со дня, когда ей в соответствии с трудовым законодательством мог бы быть предоставлен такой отпуск.
20.11.2024
Я – руководитель коммерческой организации. Почему в моей организации должны приниматься меры по предупреждению коррупции?
Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» установлена обязанность всех организацийнезависимо от форм собственности и сфер деятельности принимать меры попредупреждению коррупции.
Предупреждение коррупции – это деятельность организации, направленная
на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными окументами, в целях недопущения коррупционных правонарушений.
Указанной статьей Федерального закона «О противодействии коррупции» установлен примерный перечень мер по предупреждению коррупции, принимаемых в организации:
1) определение подразделений и должностных лиц, ответственных
за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) взаимодействие организации с правоохранительными органами;
3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
При этом содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы, штатной численностью, производственной отраслью и другими особенностями условий, в которых она функционирует.
22.11.2024
Распространяются ли на педагогических работников требования антикоррупционного законодательства?
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит понятие конфликта интересов. Это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды и которая может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия личных интересов и интересов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.
Кроме того, согласно ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.
25.11.2024
Можно ли обратить в доход государства незаконно полученное коррупционерами имущество, оформленное на третьих лиц?
Согласно ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в отношении определенных категорий лиц может быть устанавлен контроль над их расходами.
В случае если в отношении приобретенного чиновником имущества не представлено доказательств его приобретения на законные доходы, оно может быть обращено в доход государства.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
Конституционным Судом Российской Федерации сформирована правовая позиция, согласно которой обращение взыскания на имущество иных лиц, прямо не относящихся к перечню, приведенному в ст. 2 Федерального закона № 230-ФЗ, не является противоречащим действующему законодательству (определение от 24.06.2021 № 1177-О).
Таким образом, в доход Российской Федерации может быть обращено любое имущество, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения на законные доходы, в том числе право собственности на которое зарегистрировано на третьих лиц.
26.11.2024
Предусмотрен ли действующим законодательством какой-либо механизм защиты лиц, сообщивших о ставших им известными фактах коррупции?
Предусмотрен. Согласно пп. «а» п. 21 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» к должностному лицу, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
28.11.2024
Кто не может представлять интересы муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе?
Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, являющийся руководителем органа местного самоуправления, заместитель руководителя органа местного самоуправления в целях исключения конфликта интересов не могут представлять интересы муниципальных служащих в выборном профсоюзном органе данного органа местного самоуправления в период замещения ими соответствующей должности.
29.11.2024