Должностные лица органов внутренних дел (полиции) наделены полномочиями по принятию решений об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства
Федеральным законом от 08.08.2024 № 248-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» должностные лица органов внутренних дел (полиции) наделены полномочиями по рассмотрению правонарушений с возможным административным наказанием в виде выдворения за пределы Российской Федерации. Указанное распространено на целый ряд правонарушений, зафиксированных в КоАП РФ, включая нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации, посягательства на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, нарушение порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и прочее.
Также уточняются положения КоАП РФ о помещении подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в специальные учреждения, о порядке продления срока содержания в специальном учреждении, о подаче жалобы на постановление о назначении административного наказания в виде административного выдворения.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, т.е. с 05.02.2025 года.
01.10.2024
Сведения о должниках по алиментным обязательствам включаются в специализированный реестр
Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что сведения о должниках по алиментным обязательствам включаются в специализированный реестр.
Речь идет о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной, уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск.
Реестр будет являться составной частью банка данных в исполнительном производстве, содержащем сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Сведения по исполнительным производствам, должники по которым включены в реестр должников по алиментным обязательствам, являются общедоступными до их исключения из указанного реестра в связи с полным погашением задолженности или по другим основаниям, установленным в соответствии с порядком создания и ведения банка данных.
Также предусматривается, что в целях получения актуальной информации о трудоустройстве должника ФССП России может запрашивать в автоматическом режиме соответствующую информацию у органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
03.10.2024
Утвердили правила получения остатков материнского капитала
Постановлением Правительства РФ от 11.09.2024 № 1249 «Об утверждении Правил направления средств материнского (семейного) капитала на получение единовременной выплаты и формы заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение единовременной выплаты» утверждено правило получения остатков материнского капитала.
Право на единовременную выплату имеют семьи, у которых после распоряжения средствами маткапитала его остаток не превышает 10 тысяч рублей.
Социальный фонд России уведомит лиц, которым положена единовременная выплата, посредством Единого портала госуслуг.
Заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение единовременной выплаты может быть подано в территориальный орган Социальный фонд России: в электронном виде посредством Единого портала госуслуг, через МФЦ, лично или через представителя, по почте.
Средства поступят на банковский счет в течение 5 рабочих дней со дня принятия территориальным органом Социального фонда России решения об удовлетворении заявления.
07.10.2024
Дополнен Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора)
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.06.2024 № 395 внесены изменения в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.06.2023 № 386.
Перечень дополнен следующими индикаторами риска:
установление органом федерального государственного геологического контроля (надзора) отсутствия работ по ликвидации буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии на пользование недрами;
установление органом федерального государственного геологического контроля (надзора) отсутствия работ по ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами на месторождениях твердых полезных ископаемых, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии на пользование недрами.
Изменения вступают в силу с 05 октября 2024 года.
10.10.2024
О новом способе направления лицам судебных повесток и уведомлений
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.08.2024 № 193 внесены изменения в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде.
В частности, с 19.08.2024 у уполномоченных работников аппарата суда появился дополнительный способ направления лицам повесток или уведомлений в электронном виде посредством Единого портала.
Так, согласно п. 5.12 Инструкции повестка или уведомление в электронном виде могут быть направлены посредством Единого портала лицу, давшему согласие на Едином портале на уведомление его посредством Единого портала. Любой гражданин может воспользоваться вышеуказанным способом, при условии, что возможность использования указанным лицом Единого портала не ограничена в связи с примененной к нему мерой пресечения или назначенным наказанием, либо посредством системы электронного документооборота участника уголовного судопроизводства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Кроме того, теперь для отправки повесток или уведомлений в электронном виде может быть использована единая система межведомственного электронного взаимодействия.
Также Инструкцией закреплена возможность использования Единого портала госуслуг для направления участникам процесса в электронном виде судебных извещений, решений и определений суда.
14.10.2024
О возможности отзыва работника из отпуска
Возможность отзыва работника из отпуска прописана в части 2 статьи 125 Трудового кодекса РФ. Закон не содержит оснований для отзыва, в связи с чем каждый работодатель самостоятельно определяет причины для отзыва работника из отпуска.
Вместе с тем, отозвать работника из отпуска возможно только с его письменного согласия. Если работник не согласен прервать отпуск, работодатель не вправе применить к нему меры дисциплинарного взыскания. Таким образом, отказ работника независимо от причины от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины. Указанное подтверждается судебной практикой (постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 №2).
В случае получения согласия на отзыв работника из отпуска, неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
Важно знать, что законом определены категории работников, отзыв которых из отпусков не допускается ни при каких обстоятельствах. К ним отнесены:
работники в возрасте до 18 лет;
беременные женщины;
работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
15.10.2024
С 2025 года в Российской Федерации появится институт наставничества в сфере безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Федеральный законом от 08.08.2024 № 322-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводится институт наставничества в сфере профилактики и правонарушений несовершеннолетних. Закон предусматривает:
создание государственной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
введение института наставничества в указанной сфере;
формирование реестра наставников;
запрет на участие иноагентов в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
использование единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В новую государственную информационную систему вносятся сведения о несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе, и их родителях или иных законных представителях.
В реестр наставников включаются граждане Российской Федерации, прошедшие подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере образования, а также педагогические и социальные работники. Наставников назначает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав с согласия несовершеннолетнего и его родителей.
Закон вступит в силу с 5 февраля 2025 года.
17.10.2024
Об ответственности за мошенничество в сфере компьютерной информации
В Российской Федерации последние годы отмечается существенный рост преступлений в сфере компьютерной информации и деяний, совершенных с использованием информационных технологий. Преступники достаточно часто осуществляют неправомерное воздействие на абонентские базы данных операторов мобильной связи, интернет-провайдеров либо банковские или служебные базы данных, нарушая правила эксплуатации информационных систем, правила доступа к информационным системам, что влечет причинение вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации.
Ответственность за неправомерное воздействие на объекты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации предусмотрена ст. 274.1 УК РФ и содержит несколько самостоятельных форм преступного посягательства, а именно:
-создание, распространение, использование вредоносных компьютерных программ влечет лишение свободы от двух до пяти лет со штрафом;
-неправомерный доступ к компьютерной информации наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом;
-нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи информации, которые посягают на общественные отношения в сфере безопасного функционирования компьютерной информации, средств хранения, обработки или передачи такой информации влечет лишение свободы на срок до шести лет.
Возможно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Более суровое наказание предусмотрено, если деяния повлекли тяжкие последствия.
При этом стоит отметить, что преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, имеют ряд особенностей:
не происходит физического контакта между злоумышленником и жертвой;
большинство следов данного рода преступлений носит "цифровой" характер, используются специальные программы, в том числе и программы на основе искусственного интеллекта (например, использование чат-ботов для разработки и проведения фишинговых кампаний, обнаружения и использования уязвимости, проведения хакерских атак, создания и распространения вредоносных программ);
при совершении таких преступлений злоумышленниками учитывается и эксплуатируется особенность человеческого характера;
преступления и правонарушения, носят латентный характер, так как пострадавшие не обращаются с заявлениями в правоохранительные органы;
эти преступления совершаются, как правило, по определенным схемам, однако эти схемы систематически видоизменяются;
отсутствуют территориальные ограничения в совершении данного вида преступлений.
Специфика этого преступления заключается в том, что обман перенесен в виртуальный мир, в сферу компьютерной информации и заключается в совершении следующих неправомерных действий (операций), который приводит к хищению чужого имущества или приобретению права на чужое имущество:
-ввод сфальсифицированной компьютерной информации;
-удаление действительной компьютерной информации, при котором уничтожаются реальные данные (например: о реальном владельце акций, земельного участка и др.) или же они искажаются в результате того, что оставшаяся информация не является полной;
-блокировка компьютерной информации, т.е. информация продолжает существовать, но становится недоступной для пользователей;
-модификация (искажение) компьютерной информации;
-иное вмешательство в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно- телекоммуникационных сетей.
21.10.2024
Граждан дополнительно защитят от финансовых мошенников
С 25 июля 2024 года вступил в силу закон, по которому банки обязаны приостанавливать на два дня переводы, если информация о получателе денег содержится в базе данных Банка России о случаях и попытках мошеннических операций.
Таким образом, коммерческие банки обязаны сверять все денежные переводы со специальной базой регулятора, в которой собраны данные подозрительных счетов. При обнаружении получателя средств в данной базе или при наличии других признаков мошеннической операции денежный перевод приостанавливается на два дня.
В случае, если клиент банка настаивает на переводе, то с финансового учреждения снимается ответственность за возврат денег. В случае, если же банк пропустит такой перевод без блокировки или не уведомления клиента, то последний будет обязан вернуть всю переведенную сумму.
Срок для возврата установлен в течение 30 дней.
Банки также должны приостанавливать переводы по новым признакам мошеннических операций. В этом случае надо предупредить клиента, что платеж может быть предназначен злоумышленникам, а если человек подтверждает перевод, то банк исполнит его при отсутствии сведений о получателе денег в базе данных Банка России.
Кроме того, теперь банки обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег. Их платежные инструменты будут блокироваться, если при информационном обмене от правоохранительных органов поступили сведения об участии человека в мошеннической схеме.
Новые меры повысят защиту граждан от действий злоумышленников.
23.10.2024
Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными
На территории Московской области участились случаи жестокого обращения с животными.
Понятие жестокого обращения с животными закреплено в п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подразумевает такое обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к их содержанию (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии.
Жестокое обращение с животными проявляется как в виде действия, например, проведение над животными опытов, которые являются мучительными для них, избиение животных, мучительное умерщвление, так и в бездействия (лишение животного воды, пищи). Необходимо отметить, что умышленные наезды на животных, которые приводят к их гибели или причинению им увечий, также следует признавать как жестокое обращение.
Статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли, страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.
За совершение данного деяния предусмотрены такие виды наказаний, как назначение штрафа в размере до трехсот тысяч рублей, исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительных работа на срок до пяти лет. Помимо этого, за совершение этого преступления виновному лицу может грозить лишение свободы сроком до пяти лет.
Важно помнить, что животные нуждаются в нашей защите, а человек несет ответственность не только за жизнь и здоровье своего питомца, но и ответственен за него перед обществом.
25.10.2024
О замене отпуска денежной компенсацией
Согласно статьи 2 Трудового кодекса РФ основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам ежегодно в целях обеспечения их права на отдых. Продолжительность этого отдыха не может быть менее 28 календарных дней. Перенесение отпуска на следующий рабочий год допускается лишь в исключительных случаях, когда предоставление отпуска в текущем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации (ч. 3 ст. 124 ТК РФ).
Статья 126 Трудового кодекса РФ предусматривает замену ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией, если иное не предусмотрено законом.
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
В соответствии с частью 3 статьи 126 ТК РФ не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, лицам в возрасте до 18 лет. Кроме того, нельзя заменить денежной компенсацией ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый работникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Исключением являются выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также за часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающую его минимальную продолжительность - 7 календарных дней.
Не подлежит компенсации неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый работнику на основании п. 5 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку законом не предусмотрена возможность такой компенсации.
28.10.2024
Об информационной системе «Реестр воинского учета»
Технологии оповещения о призыве на воинскую службу продолжают развиваться. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2024 № 506 «О государственной информационной системе «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете» введена информационная система «Реестр воинского учета».
В настоящее время проверка работоспособности указанного ресурса проводится в Республике Марий Эл, Сахалинской и Рязанской областях, а с 01 ноября 2024 года Министерство обороны Российской Федерации вводит в эксплуатацию на всей территории.
С помощью реестра станет доступным возможность дистанционно вставать и сниматься с воинского учета, а также рассылка электронных повесток о призыве на воинскую службу (с указанием точной даты, места и времени явки). Граждане России смогут использовать систему реестра воинского учета через авторизованный аккаунт в приложении Госуслуги.
29.10.2024
Меры пресечения
Меры пресечения это предусмотренные законом средства воздействия на обвиняемого или подозреваемого, которые заключаются в лишении или ограничении его свободы. Они применяются при наличии веских оснований в случае опасений, что обвиняемый или подозреваемый скроетсяот дознания, предварительного следствия или суда; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства; уничтожить доказательства; воспрепятствует производству по уголовному делу или будет продолжать преступную деятельность.
В соответствии со статьей 98 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мерами пресечения являются:
- подписка о невыезде;
- личное поручительство;
- наблюдение командования воинской части;
- присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
- запрет определенных действий;
- залог;
- домашний арест;
- заключение под стражу.
При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения учитывается тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Право на применение мер пресечения по общему правилу принадлежит тому, в чьем производстве находится уголовное дело: в стадии предварительного расследования – следователю и органу дознания,а в судебных стадиях – соответствующей судебной инстанции.
Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, изменяется как на более строгую, например, при нарушении взятых обязательств не покидать место жительства, так и на более мягкую, в том числе в случае выявления у лица тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей.
Отмена или изменение меры пресечения производитсяпо постановлению дознавателя, следователя или судьи.
В соответствии со статьей 72 Уголовного кодекса Российской Федерации время нахождения лица под домашним арестом, а также содержания под стражей в качестве меры пресечения до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы.
30.10.2024
Быть посредником мошенников – значит нарушать нормы уголовного закона!
В настоящее время злоумышленники активно вовлекают граждан в свои преступные схемы, обещая высокодоходные заработки и удобный рабочий график. Для достижения своих корыстных целей, мошенники просят продать им свои банковские карты, забрать посылку или денежные средства, открыть банковские счета и переводить поступающие на них денежные средства и так далее.
Граждане, участвующие в одной из указанных выше схем, являются дропперами (от англ. to drop - бросать), то есть посредниками злоумышленников. Не верьте, что данные способы заработка являются безопасными! Посредник несет за свои действия как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность!
Если Вам поступило предложение легкого заработка, в том числе в сети «Интернет», обратитесь в правоохранительные органы! Помните, что участие в преступной схеме всегда изобличается правоохранительными органами.
Прокуратура Московской области разъясняет, что мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину (ч. 2 ст. 159 УК РФ) наказывается:
- штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет,
- обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов,
- исправительными работами на срок до 2 лет,
- принудительными работами на срок до 5 лет,
- лишением свободы на срок до 5 лет.
Возможно также применение наказания с ограничением свободы на срок до одного года.
31.10.2024